Рекомендовано к просмотру: «Тарзан: Легенда» и «Книга джунглей». Ch28
148. Тарзан: Легенда (The Legend of Tarzan, 2016, США, режиссер: Дэвид Йэтс).
147. Книга джунглей (The Jungle Book, 2016, США, режиссер: Джон Фавро).
Вместо рецензий на каждый фильм я напишу одно эссе на обе кинокартины. Нет, это не сравнение, но что-то вроде сопоставления тут конечно будет. Начнем с ассоциативной цепочки: Джон Фавро и Дэвид Йэтс, Гарри Поттер и Железный человек, Маугли и Багира, Тарзан и Джейн, Редьярд Киплинг и Райс
А вот Киплинга у нас знали и любили, несмотря на то, что он был запрещен и само его имя было табу в официальных источника. Но то, что у нас запрещено, то мы и любим больше всего. Огромное влияние на поэзию, его романтизм, песня Владимира Высоцкого… И вот, у нас издается книга Киплинга про Маугли и снимается великолепный мультфильм. Книга Джунглей в 70 годах попадает в разряд дополнительного школьного чтения на лето! Вот это прорыв. То есть получается, что мы лучше помним, знаем и любим Маугли и Багиру, чем Тарзана с его Джейн? Что мы знаем о Маугли? Казалось бы всё, даже анекдоты. А вот про Тарзана? Ну, кричал он зверски. И всё? Ах, да, еще примитивные качели Тарзанка, с которых с отчаянным воплем сигали в воду. А почему? Опять политическая подоплека?
Именно. Фильм Тарзан был любим Сталиным, а тут разоблачение культа личности, очень непростая обстановка в Африке, империализм, борьба за независимость (страшная и кровавая), все очень не просто и не наша сфера влияния, не для детей. Лучше забыть. А вот Маугли — это Индия, дружественный индийский народ, сбросивший иго колониализма (не без нашей помощи), добрые зверюшки, детолюбивые волки, чтущие закон (подумайте — Закон, это многое объясняет), отлично прописанные Киплингом персонажи Балу, Каа, Акела и другие. Это как раз для детей — самых эмоциональных и заинтересованных зрителей. Тарзан герой для более взрослого поколения, там любовь, нешуточная драка за выживание, кровь, измена, отмщение. Маугли — это повесть о юном Настоящем человеке. То есть он, за счет мультфильма ( не книги) отлично вписался в советскую политкорректность.
Что же мы имеем сейчас. Первоисточник — Книгу Джунглей — оказывается, мало кто читал, наверняка, даже сценарист и режиссер современной версии. Отсюда очень странная интерпретация. Даже Багира вдруг обрела мужской пол, что, согласитесь, совсем уж странно. А Тарзан — это вообще уж совсем отстраненная от идей Берроуза вещь. Экшен ради экшена. Но красиво, черт побери! И там и там красиво.
Но Маугли остался «для детей». Так весь фильм и воспринимается — детский. Красочный, с Багирой мужиком, хитрым Балу и плотоядным Каа. И это правильно. Но очень хочется буквально крикнуть: — Читайте Книгу Джунглей, там всё не так! Пусть будет фильм, мультфильм, да хоть труба от крейсера, но «Читайте Книгу Джунглей!». Детям своим вслух читайте, с выражением читайте.
И Берроуза читайте. Сами себе. Причем всего. А фильм — это отдельная вещь, самостоятельное произведение. Мне показалось, что это вообще вестерн, с Сэмюэлем Л. Джексоном и Кристофом Вальцом в главной роли и мне не хватает Тарантино в качестве режиссера. И Сэмюэль должен был крикнуть при встрече с кровожадным, но очень несчастным вождем Мбонгой (Джим Хонсу) — Здравствуй Папа, это я, твой сын, я вернулся из Америки, не убивай Тарзана, теперь мы вместе! А как неожиданна и эпична последняя битва! Такое Стадо!!). Не могу не сказать еще раз, насколько красиво снят фильм. Очень много живой натуры, анимации построенной именно на живой натуре. Замечательно.
Сравнивать ничего не надо, просто сопоставляйте.